Пожил будничной обывательской жизнью в Kingdom Come: Deliverance. Конечно, мир игры сильно отличался от средневекового. И я говорю даже не про игровые упрощения вроде сундука из груши разумной, кочующего по корчмам вместе с героем. И вовсе не про отклонения от реализма. Я о том, что настоящие средневековые крестьяне куда реже застревали в дверях, даже будучи в подпитии, а лошади не имели обыкновения висеть в воздухе над кустами. Да, багов и недоделок много. Некоторые просто слегка надоедают, некоторые мешают проходить квесты и вынудают лезть на форумы за советом. Выпуск плохо работающего продукта в последнее время стал доброй традицией, но тут разработчики превзошли все ожидания, и даже после нескольких патчей вы вполне можете встретиться с тем, что какое-то задание становится невыполнимым без тщательных инструкций извне, и даже загрузка не поможет. Смущает чёрный экран перед диалогами и люди, иногда обрастающие одеждой у нас на на глазах. В общем, техническая сторона вопроса далека от совершенства. Далека настолько, что прохождение даже сюжетной ветки сопряжено с тоннами загрузок из-за того, что где-то попросту не срабатывают скрипты, где-то выполнение квестов вызывает совершенно непредсказуемые побочные эффекты, а местами сбои и вовсе приводят к провалу миссии. Набрать кучу заданий и выполнять их во время путешествий не получится - половина заглючит, а брали вы их часов двадцать назад... И получается, что нужно не браться за несколько дел сразу и частенько искать не просто методы выполнения квеста, а те методы, которые действительно работают, и загружаться несколько раз в процессе. Иными словами, играть совершенно невозможно. Но необходимо. Удивительно, как иной раз проекты крупнейших игровых студий оказываются менее интересными, чем кривые и косые пыточные орудия какой-нибудь малоизвестной конторы, держащейся на честном слове и паре опытных людей. И ты сидишь в пять утра у монитора, силясь справиться с безнадёжно убогой скриптовкой или идиотской механикой, через два часа вставать на работу, выходные безвозвратно утеряны, снова надо загружаться и перепроходить последние полтора часа, но даже мысли о том, что нужно выключать уже этот ужас, причём желательно навсегда, не приходит. Секрет Warhorse Studios довольно прост: они попытались не просто сделать игру, а заставить игрока жить в ней принудительно. Долго и нудно. Ведь даже солдату и даже во времена гражданской войны сражаться приходится нечасто, и от боя до боя могут пройти недели рутины. Что уж говорить про деревенского паренька! Массовые сражения и эпические рыцарские дуэли здесь крайне редки, и даже потасовка с разбойниками становится значимым событием. Обычно же приходится решать совсем рядовые вопросы. Начистить рожу забияке в таверне, сходить в аптеку за лекарством для больного, поиграть в кости со скучающим стражником - мало ли забот у обывателя, который к тому же старается лишний раз избегать конфликтов с применением оружия в силу хотя бы того, что риск получить серию ударов в спину и упокоиться с миром есть всегда, а вот сохранение было уже давненько. На фоне этого действительно важные события взаправду такими выглядят, есть контраст в активности повествования, что очень выгодно отражается на вживаемости. Кроме того, слиться с героем придётся почти полностью и физически повторять его действия. Именно игроку предстоит рвать крапиву на пустырях и кипятить её в котле, чтобы приготовить настойки. Он будет сам копаться в карманах у горожан, вытаскивая последние гроши, и сам же будет поворачивать цилиндр замка, стараясь правильно припереть его отмычкой. Ему придётся своими руками точить свой меч и ползать, собирая по лесу выпущенные стрелы. И, конечно, никто не позволит ему уйти из-под удара меча броском кубика. Нет, конечно, многое всё ещё делается за кадром: починка брони, снятие шкур с животных, варка супа из подручных средств. Но основная мысль такова: игрок должен учиться делать то, что учится делать персонаж. Изначально простой сын кузнеца не умеет ничего: фехтованием ему запрещают заниматься родители, к работе у него душа не лежит, и большую часть жизни он слонялся по деревне с местной шпаной. Разбираясь в игровых механиках, мы растём в навыке вместе с героем, можем напрямую видеть свой прогресс, и иногда даже приходится поломать голову, зависит он в большей степени от наших чётких действий или это просто параметры подросли. Собственно, именно то, что игровые механики непривычны и неочевидны и постигаются только опытным путём, послужило поводом для критики, но я бы назвал это очень большим плюсом. Кстати, отдельно стоит упомянуть, что игра почти всегда ведёт себя честно. Когда у торговца есть куча дорогих товаров и денег, можно пробраться в его дом и найти ящик, где он их хранит. Если рыцарь уснул и сложил снаряжение в сундук, можно набить седельную сумку и утром посмотреть на беспомощного воина, бродящего в исподнем. После того, как противник упал на землю бездыханным, с него можно снять всё, что на нём было и чем он дрался. А если вы купили у странника на дороге карту, деньги появятся в его инвентаре, и их можно украсть обратно. Такие мелочи не только дают множество забавных вариантов прохождения заданий, но и обеспечивают некоторую цельность происходящего. Всё это очень сильно действует на порог вхождения и атмосферу в целом. Посильно помогает и исторично выписанный средневековый мир, в котором вряд ли найдётся "кольцо варвара +1 сила" или свиток левитации, хоть и имеются некоторые наркотические вещества, изменяющие сознание. К миру, кстати, прилагается очень подробная энциклопедия с историческими справками, которые помогут лучше понять увиденное. А множество книг в игре - выдержки из средневековых исторических заметок. Даже основной сюжет игры, кажется, не хочет отвлекать игрока от разглядывания сеттинга. Сами события, происходящие с главным героем, банальны до неприличия и включают в себя сгоревшую хату, убитых родителей и очевидно-неожиданные повороты. Зато всё, что происходит вокруг него - спектакль на тему событий в Богемии 1403 года с участием реальных исторических личностей. И он неплох. Авторы попытались передать характеры местных феодалов, настроения в народе и отношения между сословиями, а заодно показать образ жизни совершенно разных слоёв общества. Выглядит чуть-чуть предвзято, но интересно. Стоит ли играть в Kingdom Come? Есть время играть в игры и время есть кактусы. И сейчас пора плакать и колоться, но пропустить такое нельзя. Ведь перед нами не приключение, не песочница и не слэшер от первого лица. Это РПГ. Их таких мало.

Теги других блогов: игры средневековье Kingdom Come: Deliverance