Hellblade: Senua's Sacrifice.
Побывал в аду, качественно отличающемся от привычного нам христианского ада. Хель (Hel) - это место, в которое отправляется главная героиня Hellblade: Senua's Sacrifice. Это и не её ад, но выбора нет: душу её возлюбленного забрали чужие боги, боги северного народа, варваров и захватчиков, и именно в их чертоги ей дорога.
Попутно Сенуа борется с врагом глубоко внутри неё самой и узнаёт старые кровавые мифы северян, встречаясь с некоторыми их героями. И среди этих героев не будет дружелюбных лиц: впереди лежит путь страданий, слепого отчаяния и страха.
Разработчики постарались на славу. Игра не отпускает до последних минут, находиться в ней тяжело, изнурительно и раздражающе. Она не будет пугать нас скримерами, мёртвыми девочками и внезапными атаками монстров, но она будет играть в игры с нашим восприятием реальности. Мало кто из разработчиков хорроров задумывался над природой сильных впечатлений, которые мы переживаем. Ninja Theory же решили копнуть глубоко и передать ощущения людей, страдающих тяжёлыми психозами. Что, как не сломанный разум, способно породить ощущения, которые вызовут дискомфорт? Кто, как не страдающий от искажений реальности, сможет объяснить, как заставить игрока почувствовать эти искажения?
После того, как была начата разработка, создатели быстро поняли, что наткнулись на золотую жилу. Они пригласили психиатров и их пациентов, и всё завертелось. Искажения пропорций, голоса, калейдоскоп зрения, размытие движения и навязчивые поиски образов, умело замкнутые на архитектуру уровней и игровые механики, а также щедро сдобренные захватом лицевой анимации и бинауральной записью звука, дают очень злой эффект.
Я совершенно серьёзно, здесь всё хорошо тем, что работает комплексно. Голоса в голове помогут вам в бою, предупреждая о новых врагах и ударах со спины, почти живое изображение лица Сенуа поможет почувствовать малейшие изменения в характере героини, а сказания об истории мира викингов помогут дополнить атмосферу этого жестокого мира, в котором лишь насильственная смерть не приносит бесчестье и вечные муки. Каждая локация здесь имеет свою уникальную черту механики, которая гармонично дополняется визуальными, звуковыми или даже пространственными эффектами, создавая новые и новые круги ада для ощущений игрока. Где-то будет страшно, где-то суматошно, где-то неудобно, но почти неизменно неприятно.
Сюжет истории прост, но интересен, впрочем, во многом благодаря сеттингу и концепту. Его отдельные куски и жизни персонажей сплетаются в историю постепенно, не торопясь, словно наслаждаясь неведением игрока и самой Сенуа. Действующие лица слегка карикатурны, но всем им есть, что рассказать о себе, а актёры хорошо постарались придать своим подопечным индивидуальность.
Начинается всё во время активных нападений викингов на поселения пиктов, в ходе одного из которых и пострадал возлюбленный главной героини. С самого начала закладывается структура мифа с очень знакомым нам сюжетом: поход в загробный мир ради любви. Но если с Осирисом, Аидом или даже Марой можно договориться, то Хель - крайне неразговорчивый бог. Сенуа придётся очень постараться, чтобы выйти из её владений...
Конечно, временами игра напоминает нам, что она не выпущена гигантом типа ЕА, и не только отсутствием микротранзакций, но и менее приятными вещами: слишком резкие переходы фоновых звуков и музыки в локациях, некоторая грубость в боевых механиках, отсутствие вариативности прохождения, изредка плохая или неочевидная привязка точек взаимодействия с окружением. Но эти мелочи не мешают играть и не разрушают мир, в который можно вернуться за двадцать секунд после перерыва на поход за чаем.
Что же в итоге сделали нам Ниндзя? Амбициозный проект с немного грубым, но красивым боем, немного однообразными, но оригинальными головоломками, немного затянутыми, но самобытными уровнями, при этом неизменно впечатляющий достоверностью происходящего и чертовски крутой смесью элементов и идей. Придвиньте монитор поближе, наденьте студийные наушники и выделите ночь на прохождение.