Спас Готэм в Batman: Arkham Knight.
Сразу скажу, что игра получилась отличная, но впечатления у меня от неё сильно смазались. А всё потому, что разработчики решили, что раз Аркхам Сити получился таким замечательным, то надо того же самого, но побольше. И это работает.
Работает, впрочем, ровно до тех пор, пока уже начинает немного подташнивать от этого дикого дня сурка. Если раньше побочные линии были сюжетными, а заканчивались боем с боссом и пленением злодеев, то теперь мы совершаем абсолютно одинаковые действия определённое количество раз. Вот тогда, когда интерес к процессу (а поначалу играть действительно интересно) уже успел смениться раздражением от того, что ты догоняешь этого драного Светляка уже в хрен знает какой раз, а предвкушение развязки побочной линии сменилось ожиданием, когда же она наконец кончится, наступает ОНО. Мы просто в катсцене несколько раз бьём супостата по голове (как и все предыдущие разы), а потом просто отвозим в участок, где он досиживает остаток игры в клетке. Поначалу такой внезапный поворот слегка ошарашивает, но впоследствии ты понимаешь, что так будет с каждым. С каждым бандитом, с каждой побочной сюжетной линией, в которой по сути нет сюжета. Столько-то раз найди и стукни по голове. Столько-то раз обезвредь и стукни по голове. Столько-то раз освободи. И даже новенький прекрасно реализованный бэтмобиль не спасёт от скуки, потому что на нём предлагается заниматься тем же самым гриндом, который гораздо более прост и примитивен, чем пешая боёвка, и был бы прекрасным развлечением на пять-семь боёв с разными видами техники противника. Но, к сожалению, видов противников мало, а боёв много и они задалбывают. Остаётся бросить все эти никому не нужные задания и пойти по главной сюжетной линии.
Собственно, она - лучшее, что есть в игре. Она может удержать на себе внимание, не заставляя при этом заниматься только собой. Сюжет интересен и в определённые моменты может захватить целиком, внезапные повороты логичны, но непредсказуемы, а главные герои и злодеи сделаны так же хорошо, как и в предыдущей части. В это стоит играть, но... тормозов у разработчиков нет, и с целью растягивания игрового времени ближе к концу вместо повествования нас начинают заваливать толпами противников, а в конце основной линии (это действительно отличный конец для сюжета, который, может, и не сравнится с концовкой Аркхам Сити, но всё же очень неплох) намекнут, что вообще-то неплохо было бы всё-таки допройти побочные задания, и тогда уже игра по-настоящему закончится и нам покажут большой финал. Конечно, после такого обещания я отправился топтать врагов, искать зелёные знаки вопроса и долбить танки уже безо всякого сюжета и желания.
И это было большой ошибкой, поскольку пафосное "окончательное окончание" - это всего-навсего заставка с расстановкой точек. Все сидят, все довольны, город спасён... и вот тут я задумался. Я вспомнил, как несколько лет назад я летал по Аркхаму, следя за снайперами, шарахаясь от прожекторов и слушая голос из громкоговорителей, отсчитывающий момент до точки невозврата. И понял, что новый Аркхам встретил меня не как незваного гостя в городе, который готовится к чему-то неизвестному, большому, страшному. Он встретил меня как хозяина. Новый Бэтман летает по городу, как хочет, может даже полностью вычистить районы от более-менее сильных противников, которые, впрочем, всё равно ему не особо мешают. И он никуда не торопится, ведь время не идёт, сжетная линия подождёт его, и по сути в этой песочнице мы просто летаем от точки до точки что в начале, что в конце игры. И атмосфера сильно страдает.
Возможно, именно поэтому, несмотря на то, что игра с её отменной визуализацией, прекрасными боями и отличным сюжетом, очень хороша, играть скучновато. Нам попросту незачем спешить, ведь ночь бесконечна, и в ней нас ждут разве что ещё два десятка миссий, как две капли воды похожие на те, что мы уже прошли.